Условно-прикладное фехтование
Новинка!

Disk III - обложка

Фильм III

«Специальная
Физическая
Подготовка»


Подпишитесь
на рассылку:

Фехтование
как оно есть

Архив рассылки



Присоединяйтесь
к нам
в соцсетях:

вКонтакте

Facebook


Twitter
Telegram

invalidnakomand ЖЖ

Instagram

Одноклассники


Про семинары

 

Что такое «семинары», для чего они нужны, чем они полезны,
почему на них приходит меньше людей, чем могло бы, и почему на них всё-таки стоит ходить.


Александр Зелендинов

 

Может показаться, что эту статью я размещаю в рамках рекламы своих семинаров. В какой-то степени, это правда, но далеко не вся правда. Дело в том, что я не только сам провожу семинары, но и по мере возможности посещаю семинары коллег и даже советую это делать своим ученикам из продвинутых.

 

Так прошлой зимой я побывал на трёх семинарах:

    1. на инструкторском семинаре по СМБ Марии Давыдовой;
       
    2. на очередном московском семинаре главы израильской школы ACT Александра Железняка, который организовал Наиль Ханбеков;
       
    3. на семинаре Александра Рябова по тактике «военной сабли». 1

 

А в эту субботу собираюсь на семинар «HEMA инструктор», который проводит Алёна Новиченко.

 

И эта статья, на самом деле, была написана полгода назад именно под впечатлением семинаров, которые я посетил. Но тут случилась эпидемиологическая эпопея, и я решил отложить публикацию до осени, когда начнётся новый сезон и статья станет актуальной.

 

 

Что такое «семинар»

 

Семинар по фехтованию или рукопашке – это короткий интенсив продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней. Обычно, в ходе семинара ведущий подробно освещает какую-то одну тему, либо проводит краткий обзорный курс для начинающих. Есть ещё третий вариант – выездной, от нескольких дней до нескольких недель, но это ближе, скорее, не к семинару, а к тренировочному лагерю или спортивным сборам. Хотя, если выезд посвящён подробному разбору конкретной темы, то его вполне можно называть тематическим семинаром.

 

К сожалению, у нас распространено негативное отношение к семинарам, зачастую их воспринимают как лохотроны. В лучшем случае, считают, что ведущий просто хочет в лёгкую поднять бабла, а в худшем – априори считают ведущего неумехой, чуть ли не сектантом.

 

Объясняется это, как мне кажется, двумя причинами. Во-первых, негативным опытом. А во-вторых, непониманием, какую пользу должен/может приносить семинар, и чему можно научиться за несколько часов, особенно, если ты и так уже много знаешь и умеешь.

 

 

Первая причина:
негативный опыт

 

Действительно, в 90-е и 2000-е годы два самых распространённых типа семинаров были, по сути, лохотронами.

 

Тип первый: приезжает откуда-нибудь из-за границы высокий дан. К нему на семинар сгоняют кучу народа, занимающегося в секциях соответствующей федерации. Высокий дан проводит тренировку, мало чем отличающуюся от обычных занятий, причём, учитывая большое количество народа и языковой барьер, даже если ведущий честно пытается что-то дать каждому пришедшему – у него это все равно плохо получается.

А потом «приглашённая звезда» за дополнительные деньги «принимает экзамены» – то есть, продаёт сертификаты на пояса.

В итоге, люди платят кучу денег за обычную тренировку, красивые бумажки и возможность потом понтоваться. Реальной пользы от такого семинара почти нет. Правда, потратив деньги на получение красивых бумажек, в будущем с их помощью можно открыть собственную секцию и начать уже самому собирать деньги с начинающих.

 

Тип второй: гуру «секретного стиля» (славянского, спецназовского, тибетского и т.д.) обещает научить супер-приёмам, чтобы можно было «не тренируясь всех побеждать». Иногда этот гуру на деле ничего не умеет, иногда – очень даже умеет, но в контексте семинара его умения не важны.

По сути, такой семинар – это шоу, типа циркового представления. Ведущий не учит, а показывает эффектные фокусы. В лучшем случае, такой семинар – это презентация секции, в которую нужно завлечь людей, а вот потом, на нормальных тренировках, их действительно будут учить. А в худшем (и весьма распространённом) случае – всё ограничивается только показом фокусов на семинаре, и получив деньги, гуру удаляется в закат, а точнее, в следующий населённый пункт, где проведёт следующий семинар.

Даже в первом случае, когда семинар – это реклама секции, по сути получается, что люди посетили рекламное мероприятие, и ещё и деньги за это заплатили. А те, кто в секцию потом заниматься не придёт – получили за свои деньги только фокусы, и больше ничего. Конечно, в цирк люди ходят платить за фокусы – и не обижаются. Но в цирке им и не обещают «смертельных приёмов».

 

Редкие исключения (то есть, нормальные информативные семинары) на этом фоне терялись. Тем более, что тем, кто пытался честно делиться информацией, совесть обычно не позволяла проводить агрессивную рекламную кампанию и раздавать фантастические обещания, поэтому о них мало кто слышал.

В результате, распространилось и закрепилось мнение, что семинары – это лохотрон, бессмысленная трата времени и денег.

 

 

Вторая причина:
непонимание, какую пользу можно извлечь из семинара

 

Большая часть занимающихся воспринимает занятия фехтованием (или рукопашкой) прежде всего как физическую работу, которая подразделяется на:

физическую подготовку, обычно, в виде ОФП, раньше ещё ходили в качалку, а некоторое время назад в моду вошёл кроссфит, ещё бывают упражнения на растяжку и координацию;

постановку удара, под которой обычно подразумевают набивание серий по покрышкам или многократное нанесение уколов по мишени (в случае рукопашки – работа с мешком, лапами и т.д.);

отработку техники в виде многократных однообразных повторений определённых движений индивидуально и/или в паре;

– у самых продвинутых тренеров есть набор более или менее осмысленных подводящих упражнений, опять же, подразумевающих многократные повторения из тренировки в тренировку;

– и конечно, спарринги, которых может быть несколько разновидностей, а в некоторых случаях к ним добавляются командные бои и ситуационный тренинг.

О том, что бойцу нужно ещё и думать – многие, извините за каламбур, не думают.

 

Причём, не думают как занимающиеся, которые пришли махать клинками, руками и ногами, и разгружать свой мозг после работы, так и многие тренера, которым куда проще организовывать ученикам двигательную активность, чем заставлять скрипеть мозгами. А ведь многие тренера и сами не понимают, «о чём тут думать, когда надо трясти» без остановки. 2

В результате, во многих секциях даётся самый минимум теории, и она выдаётся мелкими порциями по ходу дела. Иногда в роли теории выступает показ и объяснение различных приёмов с последующей отработкой. В этом случае, теория смыкается с техникой, и опять же, выдаётся в час по чайной ложке.

В концентрированном виде теорию получают только новички, когда им объясняют самые основы. Но поскольку основ, в большинстве случаев, с гулькин нос, структурированная теория быстро заканчивается, и остаются только отработки, физуха и спарринги.

 

При таком восприятии занятий, действительно, не очень понятно, зачем нужны семинары.

Понятно, зачем нужны спарринговые сборы и открытые бои – можно получить большой спарринговый опыт с разнообразными противниками.

В принципе, понятно, если общепризнанный чемпион приезжает и рассказывает интересующимся о каких-то своих хитростях.

Понятно, если тренер устраивает презентацию своего направления, делая обзорное занятие для начинающих.

Но зачем идти на семинар тому, кто и так активно ходит на тренировки? Ведь он и так постоянно занимается физухой, отработками и спаррингами. Ну и зачем ему ещё одна тренировка за отдельные деньги? Тем более, что цены на семинары зачастую выставляют откровенно завышенные.

 

Обычный занимающийся, как правило, не отягощён особенным любопытством, к тому же, он считает, что занимается у хорошего тренера (иначе бы к нему не ходил). А тренер, в свою очередь, не подталкивает учеников к расширению кругозора, поскольку, даже если не боится, что учеников у него переманят, всё равно не видит особого смысла в посещении занятий конкурентов.

И в чём-то он прав: опыт подсказывает ему, что все делают плюс-минус одно и то же в рамках трёх-четырёх давно известных ему вариантов. Ну и какой, спрашивается, смысл платить дополнительные деньги: главное – регулярно ходить на тренировки и упорно заниматься. И всё само придёт.

А даже если тренер понимает, что в принципе мог бы извлечь из семинара коллеги какую-то пользу, ему может не давать этого сделать гордыня: как это я, такой умный и красивый, пойду к кому-то учиться? А вдруг это мой авторитет подорвёт? И вообще, я сам много лет тренировки веду, у меня в учениках чемпионы – что мне там нового сказать могут?

 

 

Зачем нужны семинары

 

Так зачем же всё-таки нужны семинары?

 

Смысл в них появляется в тот момент, когда теории становится больше, чем можно изложить за несколько тренировок. И желательно, чтобы эта теория была более менее структурирована – то есть, разложена по полочкам.

 

Представьте, что вы ведёте занятия в группе. Идеальная ситуация – если одни и те же люди, однажды собравшись, ходят в течение нескольких лет, почти не пропуская занятия. Тогда вы можете составить учебный план, и спокойно по нему двигаться – примерно как в школе, когда в течение нескольких уроков изучили тему, потом провели по ней контрольную и перешли к следующей теме. Время от времени – повторение пройденного.

Постепенно, с течением лет, люди отсеиваются, и получается, что чем сложнее становятся темы – тем меньше группа, с которой вы занимаетесь. Остаются самые мотивированные, готовые серьёзно работать.

 

К сожалению, на практике очень часто такая идеальная ситуация оказывается недостижимой:

– группа разноуровневая, от новичков, до опытных;

– люди регулярно пропадают на какое-то время, потом возвращаются, пропустив одну или несколько тем, и теперь не понимают следующих;

– у всех разная скорость освоения материала – одни уже всё поняли, научились и им скучно, а другим надо ещё пять раз объяснить и сто раз повторить;

– без регулярного повторения многие забывают ранее пройденное.

 

То есть, если особой теории у нас нет: только физическая работа, отработка отдельных приёмов и спарринги – то всё нормально: люди пришли, подвигались, сделали пару отработок, подрались и довольные пошли по домам.

Но если у нас есть обширная программа, по которой всё-таки хотелось бы группу провести – то появляется смысл в тематических семинарах: интенсивах, в ходе которых можно проработать конкретную тему, не отвлекаясь на всё остальное.

В случае, если у нас есть несколько тренеров, ведущих секции одной направленности, то такие тематические семинары может проводить самый опытный тренер, или тот, у кого данная тема лучше всего проработана.

Особенно наглядной такая ситуация становится, когда у нас есть организация с секциями в разных городах/странах. На местах молодые тренера ведут занятия, ориентируясь на общую программу, а время от времени из «метрополии» приезжает продвинутый наставник, проводит семинар по определённой теме, отвечает на вопросы – после этого в местных секциях в течение нескольких месяцев эту тему прорабатывают (наряду с тем, что обычно делают).

Затем – новый семинар.

 

Но если у нас есть такие темы, которые можно осветить в сжатом виде – то их можно и не только своим ученикам давать. И тогда появляются открытые семинары, на которых опытные люди делятся своими наработками по той или иной теме.

И на такие семинары имеет смысл приходить не только занимающимся данным направлением, но и «смежникам». Конечно, тем из них, которые не просто на тренировки ходят, но и своей головой думают.

Они, положим, не будут всё подряд принимать на веру, будут всю новую информацию пропускать через фильтр своего направление, но кое-что полезное почерпнут. Да и в любом случае, кругозор расширят.

 

Отдельную пользу от семинаров могут извлекать коллеги – тренеры аналогичных секций и смежных направлений. Возможно, они всё это, в принципе, уже знают и умеют.

НО!

Во-первых, они смотрят на эту тему немного под другим углом, и им, чтобы развиваться, полезно ознакомиться с другим взглядом на то же самое.

Во-вторых, им как методистам полезно посмотреть на методические приёмы опытного коллеги – скорее всего, они смогут почерпнуть какие-то способы объяснений, наглядной демонстрации, новые подводящие упражнения.

В-третьих, конкретная тема у них может вообще быть слабо проработана, и подсмотрев, как с ней работает коллега, они смогут улучшить собственную методику.

В-четвёртых, это вообще здорово, когда в одном месте собирается несколько увлечённых специалистов. Им всегда есть о чём поговорить, чем обменяться: такое взаимное опыление способствует появлению новых идей, а иногда и новых проектов.

И вообще, уметь самому – ещё не значит уметь учить этому других.

А если человек берётся провести семинар на какую-то тему – то он считает, что умеет этой теме учить, и вообще, ему есть, что сказать. Так почему бы не послушать? Даже если не согласитесь – по ходу дела вам в голову обязательно какие-то новые интересные мысли придут.

 

 

Заключение

 

В отечественном не-олимпийском фехтовании последнее время потихоньку начали появляться робкие ростки теоретического мышления. Отдельные представители движения решаются поделиться своими наработками с широкой публикой и проводят эксперименты с семинарами. Причём, делают это как фрики (типа меня :о) ), так и вполне признанные авторитеты и чемпионы. Но вне зависимости от того, кто утраивает семинар, интереса у широкой публики он, по вышеперечисленным причинам, как правило, не вызывает.

Единственное, что может привлечь авторитетных бойцов и чемпионов – это если семинар заявляет какая-нибудь совсем уж анекдотическая личность. В этом случае они могут отложить дела и приехать – но не чтобы чему-то научиться, а скорее с целью поглумиться и потешить своё ЧСВ.

 

Так что же делать? В смысле, что делать тем, кто заинтересован в развитии не только турниров, но и теоретической мысли в области не-олимпийского фехтования?

Я думаю, что начинать нужно с того, чтобы хотя бы ходить на семинары друг к другу и приводить с собой учеников, не боясь, что их там плохому научат или и вовсе переманят. В конце концов, мы что, считаем себя настолько плохими тренерами, что допускаем мысль, что ученика могут за один раз испортить или переманить? А даже если такое маловероятное событие вдруг случится – в конце концов, что для нас важнее: прогресс следующего поколения или собственное ЧСВ?

Впрочем, на этот вопрос каждый должен сам для себя ответить. Вот я, например, хожу к коллегам на семинары, рекламирую их ученикам, а на свои семинары цены не задираю. А вы?

 


 

1 Семинар Марии Давыдовой – для инструкторов СМБ. Часть семинара, посвящённая организационным вопросам открытия и продвижения секции – лучшее, что я когда-либо видел на эту тему. Что касается собственно фехтовальной части – то это отличный ликбез для тренеров, которые только начинают свою деятельность. Хотя, кое-что могут и опытные тренера позаимствовать.

Семинар Александра Железняка – как всегда, очень полезен и информативен для занимающихся фехтованием, независимо от уровня. И это не про спорт, хотя и спортсмены найдут, что позаимствовать – как в технике и тактике, так и в методике. Пренебрегающие семинарами Железняка из-за того, что он и его ученики не участвуют в спортивных турнирах – многое теряют.

Семинар Александра Рябова – посвящённый ряду тактических вопросов, был полезен для тех, кто склонен думать, а не только размахивать клинком и скакать по ристалищу. Тем, кто пока думать не склонен, стоило бы посетить семинар хотя бы для того, чтобы понять, что думать в фехтовании всё-таки полезно. К сожалению, структуре семинара немного недоставало чёткости, но это была первая попытка подачи столько сложной темы в формате семинара. Уверен, что в будущем семинары Александра буду становиться всё лучше и всё полезнее для участников. >>

 

2 Старый анекдот.

Аспирант в открытом вольере научно-исследовательского института проводит опыт со своей человекообразной обезьяной. Показывает обезьяне банан, а потом вешает его на высокую ветку. Обезьяна подходит и начинает трясти дерево. Ветка ходит ходуном, но банан не падает.

Аспирант:

– Думай, Марта, думай!!!

Обезьяна крутит головой, находит палку и сбивает ею банан.

– Молодец Марта.

Аспирант вешает новый банан, уводит обезьяну отдыхать. Когда он возвращается с новой обезьяной, то видит, что в вольер проник прапорщик и отчаянно трясет дерево, стараясь достать банан. Аспирант уже собрался выгнать его, но решил понаблюдать за ним. Через некоторое время он не выдерживает и говорит:

– Думай, прапорщик, думай!!!

Прапор на несколько секунд задумывается, а потом встряхивается и злобно отвечает:

– Чё тут думать! Трясти надо!!! >>

 

Оставить комментарий

«Политика конфиденциальности»