Условно-прикладное фехтование

Вариант упражнения «бой с воображаемым противником»

теоретические аспекты


Дмитрий Чуричев
Под редакцией А. Зелендинова

 

От редактора

 

Эта статья – пояснение к видео-роликам, размещённым на нашем ютуб-канале в плэйлисте «Работа с воображаемым противником». Ниже эти ролики встроены в текст.

Первые три ролика стоит посмотреть, так как там показываются сами упражнения. А в четвёртом ролике устно изложено то же самое, что письменно – в этой статье. Причём, в письменном виде оно, пожалуй, доходчивей получилось.

Далее слово автору.

 

В этой статье я расскажу, какие навыки прокачивают упражнения с воображаемым противником, и в частности, моя версия данного упражнения:

– в статическом варианте, предназначенным для начинающих фехтовальщиков;

– в динамическом варианте;

– в расширенно динамическом варианте, который адаптирован под более опытных бойцов.

 

 

«Бой с воображаемым противником»,
вариант 1, статический
 

1. Визуализация

 

Первый и самый ключевой навык, который прорабатывают почти любые упражнения с воображаемым противником (и соответственно, мои три версии упражнения), это визуализация.

Визуализация – это умение проецировать в своем сознании мысли в виде образов и выводить их на так называемый «мысленный экран».

Попробуйте закрыть глаза и представить треугольник. Если получилось, это и будет означать, что вы свизуализировали образ треугольника на своем мысленном экране.

Мы разобрались что такое визуализация, но сразу возникает вопрос: «как она связана с фехтованием и зачем ее развивать?».

Смотрите, в любом спарринге мы всегда думаем:

– куда будет атаковать противник;

– с какой скоростью;

– при какой дистанции;

– как он будет защищаться;

– как нанести продуктивно атаку по нему и т.д.

Для того, чтобы все это более четко представлять, а потом, на основе возникающего образа, который даёт понимание картины боя, составить тактико-логическую схему действий, – как раз и нужно умение визуализировать.

 

 

«Бой с воображаемым противником»,
вариант 2, динамический
 

2. Оперативная память

 

Следующее, что развивает упражнение с воображаемым противником является оперативная память и ее объем.

Оперативная память отвечает за количество и/или сложность образов (картинок), которые могут быть одновременно свизуализированны на мысленном экране.

Соответственно, расширив объем оперативной памяти, у вас откроется возможность составлять более длинные тактико-логические цепочки и удерживать в голове больше деталей, относящихся к внешним факторам. При этом, вам не придётся перегружать нервную систему и затрачивать значительное количество ресурсов сознания.

Оперативную память развивают более продвинутые варианты упражнений с воображаемым противником.

Первая часть моего упражнения https://www.youtube.com/watch?v=Ag9AZW5d6J0 выполняется в статической форме и требует представления перед собой зафиксированного силуэта. Это позволяет прорабатывать визуализацию, но при этом на объем оперативной памяти будет идти довольно слабая нагрузка и его проработка будет посредственной.

Освоив первый вариант, можно переходить к освоению второго https://www.youtube.com/watch?v=JuKuyUz2RGM и третьего https://www.youtube.com/watch?v=VKqkqhs0_cE вариантов.

Здесь, благодаря динамическому выполнению, скорость изменения образа значительно возрастёт, поэтому на оперативную память будет идти значительная нагрузка. Вам придётся удерживать на мысленном экране нескольких картинок одновременно, и эта дополнительная нагрузка и будет прокачивать объем вашей оперативной памяти.

 

 

«Бой с воображаемым противником»,
вариант 3, динамический усложнённый
 

3. Идеомоторная тренировка

 

Идеомоторная тренировка – это мысленная проработка тренировочных элементов при помощи ощущений и состояний, а также мышечных напряжений и расслаблений, вызванных ими.

Этот тип тренировки включает в себя работу с визуализацией и оперативной памятью. Чтобы мысленно воспроизвести какой-то тренировочный элемент и вызвать от него правильные ощущения, требуется воссоздать на мысленном экране максимально четкий образ. Задействование оперативной памяти на достаточно высоком уровне даст возможность прорабатывать более сложные элементы сохраняя максимальное КПД.

Конкретно в моем варианте упражнения идеомоторная тренировка проявляется в мышечных ощущениях при взятии парада, оппозиции, при нанесении атаки в воображаемому противника и других действиях, которые вызывают мышечные напряжения и расслабления при контакте с силуэтом или оружием воображаемого противника, а также при воображаемом контакте моего силуэта с его оружием.

В итоге, вы начинаете запоминать не только геометрические аспекты ваших действий, но и ощущения от них, и за счет этого любые движения разучиваются эффективнее и быстрее.

 

 

«Бой с воображаемым противником»,
теория, устный пересказ изложенного в статье
 

4. Координационный аппарат

 

«Координационный аппарат» – это система согласований между сознанием, нервной системой и напряжением мышц в определенной последовательности, и их связь друг с другом, направленная на двигательные процессы.

С повышением сложности упражнения возрастает и нагрузка на координационный аппарат. Причём, нагрузка в основном растёт не из-за сложности совершаемых движений (за исключением третьего варианта упражнения).

Просто, из-за того, что основные ресурсы сознания приходится уделять визуализации и активизации усиленной работы оперативной памяти, на поддержание координации на высоком уровне ресурсов остаётся совсем немного. И этими остатками приходится обходиться.

Если вам удастся это сделать, то вскоре вы заметите, что возможности вашего координационного аппарата сильно выросли. В том числе, на тех упражнениях, где почти весь ресурс сознания можно перераспределить на координационный аппарат.

 

 

5. Проекция защиты от оружия на силуэт

 

Этот навык развивается при выполнении любой версии моего упражнения.

Самый простой вариант подводящего упражнения перед зеркалом, описан в первой части видео.

Чтобы понимание и ощущение проекции защиты от оружия на силуэт развивалось быстрее, стоит более тщательно задействовать идеомоторную тренировку. При помощи визуализации образа атаки нужно стараться воспроизвести в голове проекцию продолжения этой атаки и понять, будет ли соприкосновение с вашим силуэтом в данном случае. А после понимания результата, нужно обязательно постараться его ощутить.

Все это может помочь развить данный навык, но более точное восприятие его сложится у вас только при работе с партнером. Полностью воспроизвести этот аспект, не имея партнера очень сложно, хотя и вполне реально.

 

 

6. Финты и перемещения

 

Эти два аспекта я решил объединить под одним номером, т.к. они прорабатываются в моем упражнении, но всё-таки на втором плане. В третий части упражнения возможны продвинутые варианты перемещений и финтов.

 

 

7. Чувство времени

 

Все три версии моего упражнения затрагивают работу с таймингом, то есть нанесение атак и взятие защит в фазе, соответствующий спарринговой. Чем выше уровень визуализации, тем более четко вы можете представить атаку оппонента и рассчитать оптимальное время для постановки защиты, что и называется таймингом.

 

 

8. Технико-тактический арсенал

 

Подытожим: выполняя упражнения с воображаемым противником и в частности мои его версии, вы прокачаете целый ряд технических, координационных, двигательных, психологических, логико-тактических, пространственно-временных, и что самое главное, ментальных навыков, ощущений и характеристик, тем самым вы поднимите свою общую боевую функциональность и расширите свой технико-тактический арсенал.

 

Оставить комментарий

«Политика конфиденциальности»