Условно-прикладное фехтование

О ката, «стилевом движке» и не только

Окончание

 

Александр Зелендинов
Юрий Сенчуков

(Начало статьи)

И вот теперь о ката.

Предназначение набора ката того или иного стиля – передача системы, движка стиля в, так сказать, заархивированном виде.

Самбистские схемы и классификации может понять любой образованный человек. Пускай он не умеет бороться – но понять как устроено самбо по этим классификациям и схемам можно. Это – разархивированная, открытая информация. Конечно, чтобы впитать её полностью должным образом нужно не один год потеть в зале. Но передать её можно и на бумаге. Эту информацию сможет воспринять любой человек и, найдя себе партнёра, с той или иной степенью успешности осваивать ее даже без тренера.

Конечно, без тренера процесс будет долгим и мучительным, но при должном старании человек сможет переместить движок самбо с бумаги себе в мышцы и подсознание. Но для того, чтобы передавать информацию на бумажных носителях, человеку нужно иметь бумагу, уметь читать и писать, уметь работать не только с текстом, но и со схемами и графиками. Да и то, без рисунков всё равно сложно.

А как передать информацию без бумаги? Для этого и служат ката.

Но ката – это информация заархивированная. Для того, чтобы её разархивировать, расшифровать, нужно долго и упорно их делать. Просто выучить их – мало.

В принципе, возможно взять ката и расшифровать их. Понять, какие принципы в них содержатся. Но для этого, опять же, надо быть весьма образованным (чтобы создавать схемы которые получаются при расшифровке ката, если не на бумаге, то хотя бы в уме), и вдобавок иметь значительный опыт в различных «рукомашествах».

То есть, таким образом можно расшифровать информацию, содержащуюся в ката, и перенести её в сознание. Правда, драться таким образом не научишься – для этого эту информацию потом ещё нужно в подсознание запихать.

А что делать неграмотному и не умеющему драться?

Ответ: делать ката.

Не выучить и продемонстрировать комиссии при сдаче экзамена на очередной ранг и забыть как страшный сон, а – делать!

В смысле делать, и делать, и делать, постоянно ища в ней боевой смысл. Изо дня в день, из месяца в месяц, год за годом. Именно таким образом информация, зашифрованная в ката, будет, минуя сознание, напрямую перенесена в подсознание и уже там разархивирована и усвоена.

ЮЮ: Нужно не просто делать ката, а искать в их движениях понятный тебе и применимый лично для тебя боевой смысл. Начиная с простых, в которых этот смысл лежит на поверхности, и постепенно переходя к сложным, в которых может быть несколько смыслов одного и того же движения. И это все-таки невозможно без наличия человека, способного показать тебе какие именно броски и удары, а также защиты от них, существуют в арсенале твоей школы – и не только твоей.

Не случайно же старые мастера поощряли своих самых лучших учеников на дополнительное обучение у других мастеров. Дело в том, что твой мастер может сам специализироваться на одном аспекте расшифровок, и поэтому не сможет эффективно продемонстрировать тебе другие варианты. Вот это ты и должен увидеть в другом зале.

Сегодня такая проблема стоит менее остро. Все школы раскрыты, все наперебой стараются показать свои приемы, убедить в их эффективности. Если кто-то этого не делает, то скорее всего, он просто не умеет сделать это достаточно убедительно. Наличие видео и СиДи делают необязательными походы по другим залам: сиди и смотри. Практикуй свой стиль, учи свои ката, но покупай чужие кассеты, смотри на чужие варианты. И, получив достаточный опыт таких просмотров, ты научишься читать ката. Все гораздо проще чем вам кажется – или чем очень многим хотелось бы, чтобы казалось.

***

То есть, набор стилевых ката – это заархивированный движок стиля.

С их помощью можно изучить стиль даже без помощи тренера. А с тренером, в принципе, можно обойтись и без ката. Тренер может передать систему напрямую.

Другое дело, для того, чтобы действительно понять стиль, нужно заниматься много. И ката – это способ индивидуального изучения стиля в промежутках между тренировками с тренером. Или способ работы тренера с большой группой.

Именно не упражнение, не качка, не набивка, не постановка удара, не отжимания какие-нибудь, а ката – способ изучения и постижения стиля. То есть, когда нет ни времени ни условий для полноценной тренировки – можно разок-другой сделать ката. И если этих разков-других будет каждый день по несколько штук, наряду с нормальными тренировками, то получится постоянный, регулярный процесс изучения стиля. Планомерная «инсталляция» его движка в подсознание и мышечную память.

А главное – именно это. Прочувствовать движок. Всё остальное – качка, набивка, постановка удара, спарринги – конечно же, важны. Без них хорошим бойцом не стать. Но стиль таким образом изучить нельзя. Можно стать сильным, быстрым, гибким, выносливым – но не каратистом или боксёром, а просто сильным, быстрым, гибким, выносливым. А делая ката и только ката можно стать каратистом.

Хотя, конечно, если наряду с ката не заниматься другими упражнениями, то может получиться так, что, имея движок, реализовать его в противоборстве с противником не получится.

***

Теперь, что касается создания ката.

Создание ката – очень трудное дело и большая ответственность. Исполнить подряд самые применимые технические элементы – это еще не ката. Это просто шпаргалка по техникам. Тоже, конечно, полезная вещь, чтобы потом не забыть чего-нибудь. Скажем, шпаргалка для тренера, чтобы он не забыл единожды установленный порядок изучения техник. Или для ученика, который, один раз заучив шпаргалку, сможет потом заниматься самостоятельно, вспоминая «ага, после этого упражнения идёт вот это».

Но это – не ката. Правильные ката – это нечто большее. В одной из статей Сенчукова написано в том смысле, что ката – это не шпаргалка по техникам, а шпаргалка по тому, что эти техники соединяет. По методам соединения элементов между собой (не дословно).

Это уже ближе, хотя, думаю, что на самом деле и этого мало.

Моё упражнение «Простройка» – это самая примитивная ката. То есть, уже ката, но ещё примитивная. Там действительно главное не в том, какие человек делает удары (удары нужно ставить отдельно), а в том, как переходить из одного удара в другой, а также в том, что он и сознанием, и мышцами, и подсознанием понимает, что, по сути, все эти удары являются одним и тем же (ну в крайнем случае, вариациями двух кругов: по часовой стрелке и против).

В результате, раз это всё одно и тоже, ему становится всё равно, какой удар наносить – они же всё равно одинаковые! Точнее, это всё, один и тот же удар. Так что, всё зависит от того, что в это время делает противник. Причём, ещё смешнее, что противник то тоже, на самом деле, как бы не изгалялся, всё время одно и тоже делает! То есть, чтобы не вытворял своим клинком противник, и чтобы не делал в ответ боец – по большому счёту, в своей глубинной сути, делают они всё время одно и тоже. С незначительными вариациями.

И это работает!

То есть, если человек хотя бы месяц другой регулярно крутит «Простройку», то даже если он практически ничего не умеет, кроме этой самой «Простройки», в спарринге все эти переходы начинают лезть из него сами собой со страшной силой. То есть, умеет он при этом всё равно мало. Хороший боец может его обмануть, или – обогнать, или – обыграть дистанцией, или – просто прошибить мощным ударом. Но это – боец, который действительно что-то умеет, и в этих своих умениях превосходит «фаната простройки» на голову, а то и две.

Получается, что человек, который практически только начал заниматься, превращается в этакую мельницу, которая крутится с неплохой скоростью по любым траекториям и выдаёт удары один за другим в любых произвольных сочетаниях.

То есть, куда бы у него не летел клинок – это всё равно для него знакомая траектория. Он видит, куда ему в данный момент нужно доставить клинок, и по какой бы траектории не летел клинок – эта траектория ему знакома, по фигу, на какую траекторию ему надо клинок перевести – это тоже знакомая траектория. И – главное! – всё равно из какой траекторию в какую ему надо перевести клинок – это всё равно знакомый переход. Об этом ему думать не надо.

И второе следствие: по какой бы самой непредсказуемой траектории его бы не били – для него эта траектория всё равно знакома. Как бы неожиданно не переходил противник из одной траектории в другую – для него тут нет ничего неожиданного! *

***

Подчёркиваю – это не значит, что человек, занимающийся только «Простройкой», уже благодаря этому становится мега-крут. Может найтись куча способов с ним справиться. Но все эти способы – сила, скорость, хитрость, продвинутая обработка клинка противника… То есть, то, что выходит за рамки движка, заложенного в эту примитивную ката.

Почему ката примитивная – потому, что включает в себя только одну группу элементов движка – а именно, переходы с одной траектории на другую. При этом, уже переход из удара лезвием в удар остриём там отражён весьма слабо. Волна там есть, а уже рикошеты и всякие импульсы – очень опосредованно, без дополнительных упражнений тут не обойтись.

Перемещения туда вставляются без проблем, а вот перехваты руками, попутные действия ногами (зацепы, подломы, наступы, подсечки), – почти на нуле.

То есть, при перемещениях, перехватах, захватах, борьбе и даже при ударах кулаками и ногами всё равно эти переходы между траекториями используются. Они – универсальны. Но в «Простройку» заложены только переходы между траекториями, всё остальное нужно изучать отдельно. Впрочем, и это не так уж мало.

Однако, идеальная ката – это ката в которой будет присутствовать «представители» от каждого типа действий и переходов между действиями, которые есть в стиле. То есть, в ката должны быть примеры каждого из способов перемещений, какие есть в стиле, каждого способа ударов и других атакующих воздействий, каждого типа защит. Понятно, что при мало-мальском разнообразии применяемых в стиле действий и мало-мальски проработанной классификации впихнуть всё это в одну ката не получится.

Поэтому в стиле должна быть не одна ката, а набор стилевых кат (что мы и наблюдаем в большинстве стилей). И только изучив (не заучив– а РАЗОБРАВ! – ЮЮ) весь набор, можно будет говорить о понимании стилевого движка.

Опять же, поскольку достичь абсолютного идеала невозможно, судя по всему некоторые действия в ката будут повторяться. Так вот, нужно сделать так, чтобы не получилось, что каких-то типов действий в этом наборе ката будет в разы больше, чем других. Последствия такого перекоса очевидны.

Потом этот набор ката нужно расположить в правильном порядке, чтобы изучать их последовательно. Потом еще раз пересмотреть и «доделать», потому что окажется, что какой-то элемент, необходимый в начале занятий, есть только в наиболее сложных ката. Ну и т.д. и т.п.

Если в создающемся наборе ката не будет соблюдён должный баланс всего со всем, то результат может получиться непредсказуемым.

Пока ученик постоянно взаимодействует с учителем и ката выполняют вспомогательную роль – всё может быть нормально. Но как только контактов с учителем становится меньше, чем самостоятельных занятий – все перекосы, допущенные при создании ката, вылезут наружу. Причём эта «наружа» будет в подсознании ученика. И выбивать оттуда уже плотно усвоенные стереотипы будет очень трудно. Как известно, научить проще, чем переучивать.

Это всё о «научном» (системном) подходе к созданию ката.

Судя по всему, в большинстве случаев создатели ката использовали не «научный» подход, а «гениальные озарения». Гениальные озарения – это когда человек досконально чувствует свою систему, и в один прекрасный день из подсознания у него неожиданно вылезает цельная ката (как таблица Менделеева). Потом он ещё некоторое время над ней работает, думает, шлифует. Ну а потом показывает ученикам и заставляет учить наизусть, игнорируя их недоумение по поводу того, что их заставляют учить какие-то абстрактные танцы.

ЮЮ: Чаще всего ката возникают в результате переделок ката-предшественниц. Пример – история ката Хэйан, Найханти, Кусянку, Сэйсан; история комплексов Тайцзи-цюань и Багуа-чжан, история практически всего шаолинь-цюань. Примечательно, что ката, как указывает большинство дальневосточных авторитетов, возникли из «воинских танцев» – и являются их квинтэссенцией, отбором самых специфических боевых движений.

То есть, чтобы кому-то в голову пришло нечто такое вот «гениальное», должна наличествовать некая ТРАДИЦИЯ, в которой уже существует либо практика ката, либо какой-то другой сходный вид практики – и сам «гений» должен в этой традиции быть отнюдь не неофитом. В этом случае и ученики, и сам автор будут готовы к такой форме работы и воспримут ее не так уж недоуменно.

В конце концов, периодическая таблица пришла в голову Дмитрию Иванычу Менделееву после почти двадцатилетней возни с попытками систематизации. А вовсе не мещанину Ваньке Крякину, прилегшему под стог поспать после бутылочки «беленькой» – пусть даже означенный г-н Крякин и являлся приказчиком в лавчонке «Всякая химия», или даже лакеем у того же Дмитрия Иваныча.

АЗ: В общем-то, я это и имел в виду, говоря: «человек ДОСКОНАЛЬНО ЧУВСТВУЕТ СВОЮ СИСТЕМУ, и в один прекрасный день из подсознания у него неожиданно вылезает цельная ката».

***

И ещё один аспект.

Если ставить себе задачу не по созданию стиля, а по созданию методики, с помощью которой можно будет развивать индивидуальность каждого человека, то с ката нужно быть вообще очень осторожным. (О том, насколько такой подход оправдан, я сейчас не говорю. Это тема для отдельной дискуссии).

Одно дело, когда у нас есть стиль. У стиля есть движок. Этот движок надо записать в мышечную память и подсознание ученика. Мы архивируем движок в ката, потом ученик изучает ката и постепенно распаковывает заархивированную информацию. Тут хоть понятно, с какой стороны за дело браться. Правда, для этого нужно иметь более или менее ясное и законченное понимание стиля и суметь правильно заархивировать движок.

Другое дело, если мы хотим научить ученика эффективно использовать тот индивидуальный уникальный движок, который у него уже есть.

ЮЮ: Стоит заметить – ЕСЛИ ОН ЕСТЬ. Кто сказал, что у всех людей одинаковые способности к боевым искусствам? Откуда вы взяли, что эти способности вообще у всех есть? Если уж есть люди, напрочь лишенные музыкального слуха и чувства ритма, не способные стать даже барабанщиками, люди, испытывающие непреодолимый страх высоты, люди, неспособные к растяжке – почему бы не быть и людям, хронически не способным драться? Боевые искусства имеют лишь те преимущества, что руки и ноги все-таки у людей одни и те же, и для того, чтобы более-менее успешно драться с необученными людьми, вполне можно привить человеку хоть какой-то суррогат. Точно так же, впрочем, как научить абсолютно «глухого» парня играть на гитаре чижик-пыжик или даже гораздо более сложные вещи. Путем многократных и упорных повторений, которые большинство обывателей ох как не любят.

АЗ: Чтобы было понятно, что я имею в виду, говоря об индивидуальном движке, приведу пример из реальной жизни.

Девушка хочет получить навыки самообороны. Выясняется, что она занимается настольным теннисом. Конечно, можно долго и мучительно ставить ей с нуля движок какого-нибудь стиля. А можно использовать уже существующий – пусть даже это будет движок пинг-понга. В результате, буквально через несколько минут девушка обладает очень неслабым, практически нокаутирующим ударом ладонью на основе того движения, которым она привыкла мощно «гасить» в пинг-понге (а если дать ей в руку лёгкий меч, то она тем же движением, ударом задним лезвием клинка начинает пробивать щиты).

Дальше, на основе техники всё того же пинг-понга, можно поставить ей пускай не слишком разнообразную, но зато оригинальную и − главное − абсолютно органичную для неё технику хоть рукопашки, хоть фехтования. А раз уж она привыкла бегать с ракеткой вокруг стола, то и с перемещениями у неё проблем не будет − если ставить их не с нуля, а на основе того, что она и так уже умеет.

После этого, при желании, можно надстраивать получившийся индивидуальный стиль не противоречащими ему элементами, смотреть, какие действия ногами хорошо на него ложатся, как подключать вторую руку и т.д.

Понятно, что при прочих равных, движок, специально заточенный под рукопашку, будет эффективнее, но ведь девушка не собирается становиться чемпионкой по кикбоксингу! А для получения навыков самообороны вышеописанный путь будет куда короче и эффективнее, чем обучение её с нуля движку, вступающему в противоречие с тем, которым она уже обладает.

Конечно, если человек ведёт сидячий образ жизни, и весь его движок ограничивается умением подносить чашку ко рту и стучать по клавиатуре, такой подход бесперспективен. Но если человек к началу занятий обладает какими-то двигательными навыками, стоит ли ими пренебрегать?

Скажем, у альпиниста очень сильные и цепкие пальцы – целесообразно ли сжимать их в кулаки? Танцор умеет перемещаться – надо ли сажать его в киба-дачи или переучивать на тэквондистский степ?

ЮЮ: Конечно, никто не хочет оказаться в числе неспособных (социально-обусловленное желание каждого мужчины – быть «крутым бойцом», хотя бы и в потенциале), однако это желание никак не отрицает объективной реальности. Такие люди есть. И их очень много – если не большинство. Иначе не было бы таких проблем с «гопниками, и как от них защититься». А уж если человек имеет врожденную склонность к драке, то он и сам по себе найдет свои способы и создаст свою, пусть и примитивную, систему – те же гопники тому пример.

Потому обучение «трудных подростков» боевому искусству весьма перспективно с технической стороны – они действительно все схватывают на лету. Но оттуда же вытекают и неразрывно связанные с этим проблемы этического и социального плана – поскольку обученным таким способом людям необходимо предоставить приемлемую для них возможность работать (то есть действовать на пользу обществу), используя полученные навыки. Иначе они их используют сами – на улице, в драках, грабежах и убийствах. В той среде, из которой вышли, в согласии с теми понятиями, на которых выросли.

Но возвращаясь к теме – далеко не каждый ученик обладает ИНДИВИДУАЛЬНЫМ движком изначально. Бесталанным придется его прививать, причем с большим трудом. И не только с помощью ката – чтобы научиться только по ката, необходим не просто талант, а ТАЛАНТИЩЕ.(Никто и не говорил об обучении ТОЛЬКО с помощью ката. Наоборот, я неоднократно подчёркивал, что одних ката для полноценного обучения недостаточно − АЗ). Нужны будут и спарринги, и манекены, и попутные упражнения. Нужна четкая систематизация этих упражнений – которые, кстати, в огромном количестве входят в те же ката (иной расшифровки многих движений просто нет). Вот так-то.

Конечно, ката, искусственно выдвинутое на первый план, как показатель мастерства, для многих создает иллюзию «равенства» и «тоже совершенствования». Но безо всех остальных мероприятий, без понимания сути, даже очень упорное повторение ката на протяжении всей жизни остается не более чем «танцем в шелковой пижаме» — причем это касается не только боевого эффекта, но и оздоровительного. Даже если вы ну самый настоящий китаец, прямой потомок какого-то патриарха, и вас за эти ката уважает весь Китай. Или вы не видели мастеров, не умеющих драться, мастеров пузатых, мастеров с одышкой, насквозь больных? Мастеров-пьяниц, мастеров-дураков? Представьте себе – их огромное количество. И на этом фоне мастера-бандиты, которых тоже, представьте себе, огромное количество – с технической стороны смотрятся даже как меньшее из зол.

Они-то по крайней мере, своим искусством пользуются.

Тут даже с примитивными ката, направленными на освоение отдельных навыков, нужно быть поосторожней, чтобы не подгонять уже существующий у человека движок под единые стандарты, а развивать то, что есть. А уж полноценные ката здесь вообще никак не прокатят.

Тут надо о другом думать – о том, как вытянуть из человека уже имеющийся у него движок, как его понять, и как потом развивать.

Причём, вопрос даже не в том, как это делать в каждом конкретном случае – это, в конце концов, в принципе можно делать интуитивно, а в том, как создать методику такого разбора индивидуальных движков. И вот как к этому подступиться – вообще не понятно. Да и нужно ли?

***

И ещё один момент.

«Высшая техника – это до блеска отточенная база».

«Боец не сможет использовать ту технику, которой не было в базе, то есть, ту которую он не изучает с самого начала».

То есть, никаких сложных техник не должно быть в принципе. Все самые сложные сложности и секретные секретности должны прямо и непосредственно вытекать из базы. Иначе получится, как это бывает сплошь и рядом, «этот приём у нас ТОЖЕ ЕСТЬ, только изучают его на четвертом дане». В результате те, кто не дорос, его вообще не знают, а те, кто доросли, конечно, заучат, и даже показать, наверное, смогут – но применять не будут, потому что за много лет уже привыкли без него обходиться. И если кто против них его применит, то правильно отреагировать им будет сложно.

В общем, за любым внешним разнообразием должна скрываться единая суть, которая вся растёт из самой базовой базы. То есть и в ката должна быть самая базовая база. И весь «скрытый потенциал» ката заключается не в особо хитрой расшифровке, и не в секретных элементах, которые изучаются особо посвящёнными, а в том, что одни и те же ката делает и ученик первого года, и мастер с двадцатилетним стажем. И именно изучая одни и те же формы год за годом, человек будет раскрывать всё новый и новый потенциал той самой базы, которую он и так знает с самого начала обучения.

Так что ката – это должна быть такая штука, которую с одинаковой пользой можно делать и новичку, и мастеру. А если для новичков у нас одни ката, для середнячков – другие, для более опытных – третьи, то это уже не ката, а просто набор упражнений, которые последовательно даются занимающимся, по мере усвоения предыдущего этапа. Тоже вещь совершенная нормальная. Ею и без ката, и в сочетании с ката можно заниматься. Вот только с ката такие упражнения не надо путать. В ката зашифрован движок стиля. А этот движок не может быть разным у бойцов разного уровня. Иначе это получается, что сначала мы заставляем бойца учить один стиль, потом ломаем его и создаём другой, потом переучиваем на третий…

А движок должен быть один и тот же. И прогресс бойца в понимании стиля достигается не за счёт изменения движка, а за счёт всё более полного и глубокого усвоения одного и того же движка. Ну и отдельно стоят другие упражнения, которые в движок не входят. Хотя, совсем идеально, это если стилевые ката устроены так, что, если их делать – то других упражнений, кроме спарринга и постановки удара вообще делать не придётся. Причём, если делать ката с оружием, то этого достичь куда проще, поскольку, за счёт оружия и мышцы развивать, и слитность движений, и перемещения ставить, и всё остальное получается куда проще.

И ещё, если работать исключительно с сознанием, то вместо базы и общих принципов получается именно набор приёмов. Человеку объясняется, что «если он вот так – то ты вот этак». И вот таких рецептов-шпаргалок приходится давать десятки и сотни, на все случаи жизни, а потом ещё хрен получится из такого вороха оперативно выбрать нужный для конкретного случая.

А вот когда многое (но не всё!) в мышечную память и подсознание закладывается, то потом, при необходимости, само оттуда без проблем выскакивает.

ЮЮ: А мы лишь контролируем возможные изменения ситуации – добавил бы я.

Тем не менее, вот такая статья, в которой я вполне четко вижу основную суть, определенную модель восприятия ката.

Я считаю, что чем больше будет таких статей и мыслей, тем лучше мы все сможем прийти к наиболее верному пониманию того, чем занимаемся.

Есть ли у кого-нибудь еще какие-то соображения на этот счет?

 

Если вам было интересно, то попробуйте ознакомиться с другими статьями, посмотреть фильмы, прочитать книгу или прийти к нам на тренировку и высказать в лицо всё, что вы думаете о глупостях, которые тут опубликованы – ну или просто потренироваться.

 

Если вы вдруг захотите поблагодарить автора за статью, это можно сделать так:

– Карта Сбербанка: 4276 3800 4703 0817

– ЯндексДеньги:  41001177828523

– PayPal:  PayPal.Me/fechten

– Вебмани:  R315482783386  (рублёвый) или  Z780341651219  (долларовый)

 

Ещё один вариант благодарности – прорекламировать сайт в соцсетях или на вашем сайте.

 

Также приветствуются перепечатки с указанием авторства и ссылкой на исходник.

 


* Упражнение «Простройка» подробно разбирается в фильме «Фехтование как оно есть» часть II «Искусство управления клинком».

Оставить комментарий

«Политика конфиденциальности»