Условно-прикладное фехтование

Упражнение на развитие чувства дистанции


Александр Зелендинов

 

В ЖЖ, в комьюнити art_fencing зашёл разговор о чувстве дистанции и о том, за сколько времени его можно поставить. В связи с этим решил описать упражнение, которое уже много лет использую для постановки чувства дистанции (и не только для этого). Это упражнение позволяет заложить основы чувства дистанции за одну-две тренировки.

 

* * *

Прежде всего, давайте определимся с тем, что такое это самое «чувство дистанции».

Я подразумеваю под этим термином умение определять, с какого расстояния:

  • а). вы можете достать противника;
  • б). противник может достать вас.

Одинаково важны обе составляющие. Дело в том, что, во-первых, у разных людей не только руки разной длины, но и умение тянуть эти руки к противнику развито не одинаково.

А во-вторых – и в главных − длина клинков. Если мы занимаемся не олимпийским фехтованием, клинки у оппонентов могут быть очень разными, и разницей в длине клинков грех не воспользоваться.

 

* * *

Как же научиться в максимально сжатые сроки чувствовать дистанцию?

Я использую для этой цели одно нехитрое безотказное упражнение «Один стоит – другой нападает», являющееся вариацией на общепринятую форму тренинга: «один защищается – другой нападает».

Очень может быть, что это упражнение использую не только я, но мне об этом ничего не известно.

Общепринятый вариант упражнения («один защищается – другой нападает») выглядит так: боец №1 имеет право только защищаться, а боец №2 – нападает. Таким образом, первый отрабатывает защиты, а второй – атаки.

Однако я вижу в этом упражнении ряд недостатков.

  • 1). При таком подходе каждым из занимающимся отрабатывается очень узкий диапазон действий без привязки к другим типам действий. В итоге, даже если боец №1 научится защищаться, то перехватывать инициативу, переходить из защиты в контратаку он таким образом научиться не сможет. Зато у него может закрепиться стереотип ухода в глухую защиту. А когда потом его начнут учить перехватывать инициативу и контратаковать, то выяснится, что его манера защиты – вроде бы, вполне правильная – не оптимальна для перехода в контратаку. И ему придётся переучиваться, по другому расставлять акценты, изменять мелкие, но уже привычные нюансы движений.

Конечно, все эти проблемы решаемы. Но стоит ли самим создавать себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать?

  • 2). На практике очень часто получается, что как только боец №1 более менее освоит защиты, боец №2, чтобы попасть по оппоненту, начинает незаметно для себя сокращать дистанцию, подбираться всё ближе к противнику. И это вполне естественно! Ведь чем ближе атакующий к защищающемуся, тем меньше длина удара. А чем меньше длина удара – тем быстрее его можно нанести. Кроме того, чем ближе мы стоим к противнику, тем более разнообразны цели, которые мы можем поразить.

В итоге, если встать близко к противнику и занести клинок, то можно с близкого расстояния очень быстро ударить хоть внутрь – хоть наружу, хоть по верхнему уровню – хоть по нижнему. И защищающийся ни за что не сможет угадать, куда сейчас будет нанесён удар. А когда удар начался, из-за малого расстояние, которое нужно пройти клинку, времени на то, чтобы отреагировать у защищающегося уже не остаётся.

Очевидно, что навыки, получаемые при таком тренинге как защищающемся, так и нападающим, имеют крайне мало общего с реальным боем. Конечно, можно запретить обоим бойцам двигаться, заставить их жёстко стоять на месте. Но в этом случае мы переходим к третьему пункту.

  • 3). Диапазон возможных действий бойцов ещё более сужается. Навыки, которые они получают таким образом, оказываются совсем абстрактными, удары отрываются от перемещений, так что потом, когда они уже привыкнут работать оружием стоя на месте, обучение ударам с перемещениями, выстраивание связи шагов и ударов превратиться в длительный и мучительный процесс, который далеко не всем удаётся завершить с успехом.

Думаю, все видели немало бойцов, которые умеют или бить – или перемещаться, но практически не делают то и другое одновременно. А если и делают, то шаги у них происходят отдельно, а перемещения – отдельно, в итоге рассогласованные действия ногами и клинком вместо того, чтобы помогать, мешают друг другу.

Единственное, чему можно научиться при таком подходе – это крайне формализованные действия. Конечно, вполне естественно, если базовая техника у всех, занимающихся у одного тренера, одна и та же. Но всё-таки, все люди немного разные, и чем раньше начнёт выстраиваться индивидуальный стиль боя – тем лучше. Но для этого людям надо дать хоть какую-то возможность для творчества. Если же мы загоняем людей в жёсткие формальные рамки – ходить нельзя, бить – только так, защищаться – только так и ни на сантиметр в сторону, контратаковать − нельзя, то ни о каком творчестве и индивидуальности речь уже не идёт.

И кроме всего прочего, только защищаться или только бить – попросту скучно. Людям довольно быстро надоедает этим заниматься, интерес ослабевает и они начинают формально отбывать повинность по нанесению формальных ударов и такой же формальной защите. При этом, защищающийся не получает важнейшего навыка перехвата инициативы, а нападающий – не менее важного навыка удержания инициативы. Вместо этого они скорее научится играть в «собачку», когда нападающий раз за разом пугает защищающегося, показывая начало удара, а потом, наконец, выгадав удобный момент, неожиданно бьёт. Понятно, что в свободном спарринге ни один мало-мальски опытный боец так издеваться над собой не позволит.

Из-за всего вышеперечисленного этот общепринятый вариант я использую по минимуму, буквально в течении нескольких минут, а то и нескольких ударов.

Как только защищающийся хотя бы в самом первом приближении понял, как именно надо защищаться – пусть даже он делает это очень коряво – мы переходим упражнению «Один стоит – другой нападает».

 

* * *

Для этого упражнения нужно два клинка, один короче другого в полтора, а лучше – в два раза. Если в наличии нет клинков, настолько разных по длине, то можно использовать ранее сломанные, лежащие без дела клинки. Как правило, в любой секции или клубе такие есть. Если место слома с зазубринами и его нечем обработать, или если в занятиях используются спортивные клинки, то место слома обматывается изолентой. Если под рукой коротких клинков совсем нет, то на худой конец можно буквально за несколько минут изготовить простенький деревянный макет кинжала с крестовиной из подручного материала.

Бойцу №1 даётся короткий клинок. При этом этот боец в процессе упражнения не имеет права сходить с места.

Бойцу №2 достаётся длинный клинок. Этот боец имеет право перемещаться.

Бить имеют право ОБА бойца.

Итак, боец с длинным клинком стоит вне досягаемости бойца с коротким клинком. Однако, если он потянется клинком к своему оппоненту, то его вооружённая рука тут же окажется под угрозой. Потому что длинна руки его противника, плюс длина короткого клинка больше, чем длина длинного клинка. (Если только это не двуручный меч, не копьё и не алебарда, но сейчас речь не о них).

Таким образом, безнаказанно пугать защищающегося атакующий не сможет. При попытке приблизиться, не атакуя, он тут же получит удар.

То есть, тут сразу начинает работать «Первое золотое правило фехтования», приведённое в «Едином языке фехтования»: «Если боец находится на таком расстоянии от противника, что противник может его достать, боец должен наносить удар, увеличивать дистанцию или делать то и другое одновременно».

Поэтому атакующему сразу приходится привыкать шагать одновременно с ударом.

Если он сначала ударит – то не достанет до противника. Если сначала шагнет – то сразу подставится под удар.

Если он шагнёт и ударит одновременно, то оппоненту некогда будет бить – ему придётся защищаться.

Однако, если атакующий после удара промедлит хоть долю секунду – то защищающийся сразу постарается его ударить, чтобы не дать нанести по себе следующий удар и таким образом обезопасить себя.

Таким образом атакующему сразу после удара с шагом вперёд нужно либо делать шаг назад – пока его не ударили, либо наносить второй удар – опять же, пока его не ударили, перехватив инициативу.

В первом случае атакующий будет отрабатывать перемещения. Но очень скоро обнаружит, что одиночные удары защищающейся начал уверенно отбивать, и теперь, чтобы попасть по нему, нужно нанести несколько ударов подряд.

Тогда атакующий начинает отрабатывать серийную работу: шаг вперёд одновременно с ударом, несколько ударов без промежутков между ними, чтобы не дать оппоненту перехватить инициативу, и – одновременно с последним ударом – когда становится понятно, что атака захлёбывается и инициативу сейчас всё-таки отберут – шаг назад.

То есть, схема «идеальной атаки», в том же виде применимая и в вольном бое. Правда, в вольном бое оппонент, конечно, может шагнуть следом, но при движении вперёд инициативу перехватывать сложнее.

 

* * *

В это время защищающийся боец №1 отрабатывает не только защиты, но и перехват инициативы, умение ловить малейший просвет между ударами оппонента, а также возможность ударить на опережение, если атакующий при первом шаге вперёд хотя бы чуточку замешкается с ударом.

При этом, оба бойца очень быстро – им просто деваться некуда – учатся остро чувствовать дистанцию: вот здесь я его ещё чуточку не достаю, а вот здесь уже достаю, а вот здесь – ой! – и он меня достаёт.

Атакующий при этом учится играть дистанцией ногами, а защищающийся – корпусом и рукой. Вот он подобрал руку к себе поближе и буквально на несколько сантиметров сдвинул корпус назад – и до него уже не достать. А как только атакующий приблизится, казалось бы, ровно на столько, чтобы дотянуться самым кончиком длинного клинка – защищающийся подаётся вперёд, вытягивает руку и уже сам может достать противника своим коротким клинком.

Естественно, оба бойца периодически меняются ролями.

Конечно, очень желательно, чтобы тренер показывал им упущенные возможности и маленькие хитрости, а также, постепенно расширял арсенал использующихся приёмов. Но при старательном выполнении упражнения занимающиеся и без тренера постепенно дойдут до большинства этих хитростей своим умом.

 

 

Методические рекомендации

 

  • 1. Крайне желательно регулярно менять использующиеся в упражнении клинки, попеременно используя весь доступный арсенал. В этом упражнении, после минимального усвоения принципов выполнения становится важным каждый сантиметр клинка. При этом занимающиеся, сами не заметив, привыкают мгновенно определять, докуда могут дотянуться клинком, который впервые взяли в руки, и докуда может дотянуться конкретным, опять же, впервые увиденным ими клинком, оппонент.
  • 2. Если защищающийся по психологическим причинам оказывается не в состоянии стоять на месте, не отступая под атакой, то его нужно поставить спиной к какому-то препятствию: стенке, дереву и т.д. Тогда отступать ему будет некогда и он довольно быстро привыкнет выдерживать напор. А после этого сможет спокойно стоять и в чистом поле. При этом, если его когда-нибудь прижмут к стенке, он и там, в отличие от многих фехтовальщиков, будет чувствовать себя вполне комфортно, поскольку такое положение для него привычно.
  • 3. Очень желательно начинать использовать это упражнение с самого начала тренировок, пока техника бойцов ещё примитивна.

Если вся техника атак состоит из двух ударов по корпусу – справа и слева и двух уколов – с внешней стороны от клинка оппонента и с внутренней, а вся техника защит из двух движений клинка – чуть наружу и чуть внутрь, то оба бойца, не отвлекаясь на сложные технические действия, смогут сосредоточиться над работой с дистанцией. Потом, постепенно развивая технику, они будут вводить в рисунок упражнения всё новые и новые технические элементы, увеличивать зону поражения, но основа чувства дистанции к этому времени уже будет заложена.

Если же вводить это упражнение позднее, когда техника уже довольно сложная, то бойцы первым делом начнут применять известные им технические хитрости, а до чувства дистанции дойдут не сразу.

Хотя и опытные бойцы со сложившейся техникой и тактикой, введя в тренировочную практику это упражнение откроют для себя немало нового и интересного.

 

 


Недостатки упражнения

 

Главный недостаток этого упражнения напрямую вытекает из его достоинств.

Боец, посвятивший много времени этому упражнению, научившийся очень остро чувствовать дистанцию и дотягиваться до противника там, где казалось бы это невозможно, начинает бой на десятки сантиметров, а то и на полметра раньше, чем его оппонент с таким же клинком, но не настолько хорошо чувствующий дистанцию.

С одной стороны, это, конечно, хорошо. Но с другой стороны, если техника оппонента не уступает технике бойца, сразу достать его не получается. При этом оппонент, который не может на этой дистанции достать бойца, двигается вперёд, чтобы оказаться на привычной для себя дистанции. Бойцу же дистанция, привычная оппоненту, кажется дискомфортной, слишком короткой. Он постоянно чувствует себя под угрозой и начинает отходить, увеличивая дистанцию до привычный, оппонент же снова пытается её сократить. В итоге, боец, привыкший работать на большей дистанции, постоянно пятиться назад.

Однако, этот недостаток довольно легко компенсировать, если с самого начала перемежать это упражнение другими, а также, вовремя научиться не только держать дистанцию, но и резко её сокращать. Однако, это уже совсем другая история.

 

* * *

Что же касается выше описанного упражнения «Один стоит – другой нападает», то оно позволяет буквально за одну-две тренировки, посвящённые этому упражнению, заложить основы чувства дистанции. Впоследствии, меняя партнёров, используя клинки разной длины и оттачивая технику перемещений, дотягивания до противника и собственно работы клинком, боец будет чувствовать дистанцию всё острее и острее.

 


Если вам было интересно, то попробуйте ознакомиться с другими статьями, посмотреть фильмы, прочитать книгу или прийти к нам на тренировку и высказать в лицо всё, что вы думаете о глупостях, которые тут опубликованы – ну или просто потренироваться.

 

Если вы вдруг захотите поблагодарить автора за статью, это можно сделать так:

– Карта Сбербанка: 4276 3800 4703 0817

– ЯндексДеньги:  41001177828523

– PayPal:  PayPal.Me/fechten

– Вебмани:  R315482783386  (рублёвый) или  Z780341651219  (долларовый)

 

Ещё один вариант благодарности – прорекламировать сайт в соцсетях или на вашем сайте.

 

Также приветствуются перепечатки с указанием авторства и ссылкой на исходник.

Комментариев: 2 на “Упражнение на развитие чувства дистанции”

  1. Сергей пишет:

    «Очень может быть, что это упражнение использую не только я, но мне об этом ничего не известно.» Очень плохо что даже это вам не известно, про многое многое другое уже молчу. Но попытка для любителя очень хорошая. Расширяйте свой кругозор.

    Ответить

    Модератор Ответ:

    Ну так расскажите, кто ещё использует это упражнение! Я, конечно, любитель, но я уже почти тридцать лет любитель, четверть века использую это упражнение, и за это время ни разу не видел, чтобы его ещё кто-нибудь использовал.

    Ответить

Оставить комментарий

«Политика конфиденциальности»